«Иностранные языки в школе», №2. 2010, С.21-26 Т.С. Лучик Образовательные технологии «Дебаты» в учебном процессе. Дебаты
берут начало в Древней Греции, где они были важным элементом
демократии. Сейчас же мы пользуем технологию «Дебаты» для го, чтобы
получить знания и умения, небходимые для преуспевания в современном
демократическом обществе. Применение образовательной технологии «Дебаты»
в учебном процессе способствует созданию устойчивой мотивации к учению,
так как обеспечивается личностная значимость учебного материала для
учащихся, а наличие элемента состязательности стимулирует творческую,
поисковую деятельность, тщательную переработку изученного материала.
Достижение обозначенных целей и результатов основывается на соблюдении
трех основных принципов дебатов: Первый принцип - уважение оппо-нентов. Необходимо атаковать их аргументы, рассуждения и свидетельства, а не самих оппонентов. Второй принцип - честность. В раунде перекрестных вопросов ваши ответы должны быть объективны и аргументированны. Третий принцип дебатов -проигравших нет. В дебатах участвуют две команды: команда утверждения и команда отрицания. Каждая команда состоит из тpex учеников - спикеров. Они
называются первый, второй и третий спикеры утверждающей команды
(affirmative side) У1(А1), У2(А2), У3(АЗ) и первый, второй и третий
спикеры отрицающей команды (opposing side) -О1, О2, ОЗ. В ходе игры
спикеры поочередно выступают с речами, чтобы продемонстрировать судьям
большую убедительность позиций своей команды по сравнению с позицией
оппонентов. Кроме выступлений спикеров в игре предусмотрены
раунды перекрестных вопросов, когда выступившему участнику дебатов
задают вопросы для уточнения каких-либо моментов речи или для
принижения приведенной аргументации. Регламент и правила игры Выступающий | Время выступления | У1 | 6 мин | Вопросы О3 к У1 | 3 мин | О1 | 6 мин | Вопросы УЗ к О1 | 3 мин | У2 | 6 мин | Вопросы О1 к У2 | 3 мин | О2 | 6 мин | | 3 мин | УЗ | 5 мин | О3 | 5 мин | Для новичков или для тренировочных игр регламент может быть сокращен вдвое. Судейская коллегия состоит
из нечетного числа судей. Судьями в дебатах могут быть те, кто знаком с
регламентом и правилами игры и умеющие вести судейский протокол. По
ходу игры, судьи заполняют протокол (Приложение 1), в котором оценивают аргументы и их способ доказательства. Таймкипер следит за соблюдением регламента и правил игры, предупреждает спикеров об окончании времени выступления. В качестве примера приведем дебаты по теме "Modern Technology Can Cause Destruction of the Civilization". Первый этап
- определение темы дебатов. Тема затрагивает значимые, современные
проблемы, которые представлены так, чтобы стороны «за» и «против» могли
одинаково эффективно развивать свои аргументы. Тема в дебатах
формулируется в форме утверждения. Но поскольку в этой теме есть
много проблем, которые можно обсуждать, необходимо ее ограничить.
Участники дебатов выделили основные понятия, уточнили, какие из терминов
нуждаются в определении, сконцентрировали внимание на тех, которые
могут вызвать некоторые разногласия. Так, в нашей теме мы давали
определение термину technology. "Technology is advanced scientific knowledge used for practical purposes, especially industry, medicine." Определения
были четкими, обоснованными и корректными. Некорректные определения
оппоненты оспаривали. Не подвергалась сомнению корректность тех
определений, которые даны со ссылкой на словарь и справочную литературу,
т.е. являлись «культурной нормой». С помощью точных определений
подсказывали другой команде поле для аргументации. Определения вводили с
помощью такой фразы: «Для того чтобы позиция утверждающей стороны была
лучше понята, мы бы хотели дать определение термину, содержащемуся в
теме». Далее спикер переходил к следующему блоку речи-критерию, связав словами: «Прежде всего, укажем нашу главную цель...» Выработка
критерия - один из самых сложных элементов домашней подготовки к
дебатам. Критерий - это структурный элемент сюжета доказательств,
который служил для упрощения логической связи между аргументами и
тезисом темы, задавал направление раунда дебатов. Критерий понимали
двояко: как признак, характеризующий обсуждаемую тему, и как цель или
ценность, которую утверждали участники раунда дебатов. Критерий - это не
только инструмент оценки, но и та цель, по направлению к которой
развивался сюжет доказательств. Мы определяли критерий как цель.
Например, в теме «Современные технологии ведут к гибели цивилизации»
выделили критерии: вымирание всего живого, создание человека-монстра,
человека-робота. Для того чтобы дать правильное определение темы и выработать критерий, был осуществлен информационный поиск. Второй этап -
сбор и обработка информации по данной теме. Группа разделилась на две
команды, получившие опережающие задания: изучить информацию, подобрать
данные,относящиеся к теме, проанализировать их и организовать все
доказательства в логическую форму. Чтобы облегчить работу и направить участников, были указаны следующие источники: - УМК "Rising Star". A Pre-First Certificate Course. Practice Book. Unit 5 "Cool Science Газета «Первое сентября. Английский язык. "Modern Surgi (№21,2005). - Газета «Первое сентября». Английский язык. "Quality or Quantity" (№ 5, 2005). - The Internet Resources http://en.wikipedia tech/wiki/medicine (nanotechnology). Для того чтобы учащиеся могли ясно обосновать свою позицию по теме, были предложены вопросы: - Почему мы соглашаемся с темой? - Какие сильные доводы мы можем привести в поддержку (отрицание) темы? - Какие вопросы возникают в связи с этой темой? - Каковы могут быть опровергающие аргументы? Отвечая на эти вопросы, команды продвигались в сторону создания четкого и стратегически выверенного сюжета доказательств. (Термин
«сюжет доказательств» означает блок доказательств
утверждения/отрицания, который реализовывали команды, а также
совокупность аспектов и аргументов, приводимых o6еими сторонами в речи
первых спикеров На втором этапе дебатов проводились индивидуальные консультации по совершенствованию необходимой для выступления лексики: Useful language Persuasive arguments - убедительные аргументы То be convincing - быть убедительным То convince smb (He sounded convincing to me.) - убеждать Conviction (The speaker's speech didn’t carry much conviction.) - убедительно Argument for/against - аргументы за/против Convincing facts - убедительные факты Speak convincingly - говорить убедительно Supporting evidence – доказательства в поддержку To support – поддерживать To oppose –опровергать Pros and cons –аргументы за и против Arguments in support Arguments in opposition Третий этап - игра. Накануне
проведения дебатов проводилась жеребьевка, с помощью которой
определились утверждающая и отрицающая команды. Каждая команда выбрала
своиx спикеров. У каждого члена команды были свои обязанности. Начал игру ведущий. Moderator: Today we are going to have a bate. There are two sides: for and against. The motion for our debate is "Modern technology can cause the destruction of civilization." Our participants should justify their position on the topic. Do not forget, you should: -Be polite. -Listen attentively. -Be respectful and supportive of peers. -Avoid inappropriate noises. -Allow others to express their opinions, do not monopolize the debate. -Speak clearly, slowly, and loud enough e heard by the audience. The jury (3 people) will evaluate the effectiveness of the arguments of both sides to decide which side was more persuasive. The Timekeeper will tell you when you have run out of time. Affirmative side, introduce your members, please. A1: Good'
morning, opponents, jury and spectators. I would like to introduce
side: the third speaker is..., the second speaker is..., and I am the
first speaker. представляет тему /утверждение (выступления приведены не полностью): We are going to speak in favour of the notion that "Modern technology can cause the destruction of civilization"; - дает определение терминам: -
«Technology is technical progress, deveopment of techniques and
production methods, and also an increase in manufacture, the
technological capabilities of staff; -представляет критерий и точку зрения утверждающей команды: «Cап cause
the destruction of any living creature on earth, and create life forms,
such as monsters and robots which we cannot control». - обосновывает аспекты рассмотрения данной темы и представляет аргументы утверждения: "Increased
manufacture causes poisoning of the environment: air, water poisoning
is the fastest spreading disease of our civilization. Another big
problem is genetically modified food; experiments in medicine, such as
human cloning, cryogenics. Many health-conscious people believe it may
be a dangerous experiment with nature. In the novel Frankenstein, he
created such a terrible and dangerous monster that he had to destroy
it. We must make sure that such stories do not come true": - переходит к доказательству выдвинутых аргументов (по возможности): "The
Mediterranean is already dangerously polluted; the North Sea is
following. If nothing is done about it. one day nothing will be able to
live in the seas...."; - заканчивает выступление формулировкой общей линии утверждающей команды: "Of
course, we definitely do not want to live with monsters and criminals,
we just want to live, so we consider that modern technology can cause
the destruction of civilization"; - отвечает на вопросы третьего спикера отрицающей команды; - задает перекрестные вопросы второму спикеру отрицающей команды; О1: - отрицает тему (отрицает тезис, заявленный утверждающей командой) и формулирует тезис отрицания: "My
side disputes the statement of our opponents. We think that modern
technology cannot cause the destruction of civilization. First of all we
should refer to some points"; - принимает определение и критерий, представленные утверждающей стороной (или уточняет их): "The
first speaker of our opposite side said that technology is development
of techniques, increasing the technological abilities of staff, but we
cannot agree that this is a bad thing for us. We can also add that
technology is advanced scientific knowledge used for practical purposes,
such as industry and medicine"; - представляет позицию отрицающей стороны: "Technology
today has made life easier and better. For example, microwave ovens
cook food easily without using a stove and making a big mess, all dirty
dishes can be put into the dishwasher and it washes them automatically
Modern technology makes things easy to use and saves time. I
think every person understands that our life is impossible without
progress. We can't live without development. We want to be better, we
want to make our life easier and science and technology help us do this.
They become embedded in every sphere of our lives. I want to present
our persuasive argument. First of all I would like to tell you
about nanotechnology. This technology exploits the unique properties of
tiny particles of nanometer size. But the main thing is that current
nanotechnologies do not pose a threat to human health"; - принимает аспекты утверждающей команды или представляет другие: "Nanotechnology
holds great potential for improving our life.... Our opponents told us
about problems with ecology and the environment. I agree with them that
the situation is worse than ever. But how can we save our environment?
Through modern technology of course; and by this I mean recycling.
Recycling is the process of turning used products into raw materials
that can be used to make new products. Its purpose is to conserve
natural resources, reduce pollution and reduce energy consumption, since
it generally takes less energy to recycle a product than to make a new
one. Recycling is an excellent way of saving energy"; - представляет аргументы отрицающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры: As
for robots, I want to say that the world of robots is coming. Robots
can help people everywhere, for example in wars or in houses. I'm sure
you will agree with me that having a robot would be helpful. European
scientists plan to move forward in Robot technology - they plan to
create a robot, which can cognize the world around it. You might have
the opportunity to become the owner of: a Robot-cleaner, Robot-toys, a
Robot-gymnast and so on. Do you really think that these robots
can cause the destruction of civilization? I'm sure that on the contrary
they will make our lives easier. To convince you I would like to cite
some supporting evidence. In Japan a new robot was exhibited,
which can wash dishes. It appeared thanks to Panasonic and Tokyo
university. This ro can carefully wash an expensive china set then
independently put it on the table. It is well known that experiments medicine have saved the lives of m people and we will prove it"; - заканчивает выступление четкой формулировкой общей линии отрицающей стороны: "Finally,
taking everything into accoi I would like to say that humanity needs
development of modern technology. It i essential part of life. The point I'm trying to make is modern technology can't cause the de-tion of civilization": - отвечает на вопросы третьего спикеpa утверждающей команды: - задает вопросы второму спикеру утверждающей команды. А2: - восстанавливает точку зрения утверждающей стороны с помощью гипотез, примеров, доказательств: "I would like to continue the first spe er's idea that modern technology can ca the destruction of civilization..."; - восстанавливает утверждающий кейс (блок доказательств), следуя перначальной структуре: "Firstly,
global warming will produce more profound climatic changes than s ply a
rise in global temperature. For у human activity has been increasing
concentration of gases in the atmosphere such as carbon dioxide. Of
course you know a lot about another problem - air position. Every year
the world's industries p lute the atmosphere with millions of ton: of
dust and other harmful substances, seas and rivers are poisoned with
industrial waste"; - повторяет наиболее важные аспекты предыдущих доказательств; - приводит новые доказательства: "Wildlife
in the river Mersey was be threatened by oil slicks stretching for
miles after 150 tons of crude oil escarp from a UK pipeline under the
river. The clean up had been hampered because the textures the oil could
not easily be broken up by detergents. A lot of migrating birds and
fish die1 - подробно развивает утверждающую стратегию: «An
analysis of the temperature records shows it the Earth is now
approximately 0,5° С warmer than 100 years ago. In 1995 scientist with
the Intergovernmental Panel on mate Change said that in 20 years the ice
Antarctic will have melted and some parts West Siberia will be flooded.
I will give you ne facts on how the weather has changed, the last few
years, the news has been full stories of hurricanes, floods, droughts
and ler disasters caused by the weather..."; - опровергает отрицающую - заканчивает выступление четкой формулировкой общей линии утверждающей команды: "If
present trends continue for the next few cades, our planet will become
uninhabited. Overpopulation, pollution and energy nsumption have created
such planet-wide problems as massive deforestation, ozone :pletion,
acid rain and global warming". - отвечает на перекрестные вопросы О1 (приводя аргументы отрицания,(ответственно выступает второй спикер отрицающей команды); А3: - еще
раз акцентирует узловые моменты дебатов, т.е. обозначает для судей
самые важные вопросы, по которым проводилось столкновение мнений: "Some
minutes ago you heard the main arguments of our side against modern
technology. Now I want to sum up these main leas and disprove some of
our opponents' statements, concerning industry, medicine, yogenics,
cloning and pollution"; - соблюдает структуру утверждающей стратегии; - возвращается к критерию и аспектам, выдвинутым А1, и объясняет, как они подтверждают стратегию утверждающей команды; -
тщательно сравнивает утверждающие аргументы с отрицающими аргументами и
объясняет, почему аргументы утверждения более убедительны: "Firstly,
as for cryogenics we should not forget that this new science of deep
freezing I cryogenics as it is called, is already turn-jig into big
business. People are queuing up to have their bodies frozen after death,
in le hope that future generations will have provides the secret ot
eternal lire are misleading. The main problem with cryogenic
preservation is that when cells are frozen, water turns to ice and this
forms crystals which can damage the cells. Even if the brain can be
preserved, at the moment it is impossible to keep the body in good
condition, and besides it is too expensive, it costs $ 120 000 to be put
into cold storage in a laboratory. As for another aspect of
modern technology, nuclear energy, discussions about such energy have
continued ever since it started being used as an alternative energy
source. On the one hand, nuclear energy is a powerful energy
source. It can last for a long time. It will be used like rocket fuel
because it will be more profitable than the fuel used nowadays and it
will be less harmful for our environment. This is true, but on
the other hand, chemical wastes from producing nuclear energy will
threaten our ecology until new methods of recycling are developed. And
do you remember the 25th-26th April when the worst
nuclear power incident in history occurred in Chernobyl. The explosion
released a large radioactive cloud over 10 km, people were evacuated. It
is now known that this cloud has affected the whole northern
hemisphere. The situation was tragic. Let's look at the facts. - The Chernobyl accident is equivalent to 500 of the nuclear bombs used in
Hiroshima in 1945, - 143,000 people have been evacuated
from the contaminated areas of Ukraine,- 600 000 people took part in liquidating effects of the disaster, 100 000 of them have
already died or are now handicapped, - cases of leukaemia and thyroid cancer are common among Chernobyl victims";
- не приводит новых аргументов; - завершает линию утверждения (в этой речи может быть меньше доказательств, чем в других): '"Nuclear
weapons became the first weapon in human history that the holders
dared not use'. These words belong to Alex Roland, a professor of
history at Duke University since 1987. He has been a visiting professor
of military history at the US Army War College and a resident fellow in
the history of science and technology at MIT. His publications include^
Men in Arms^ A History of Warfare and its Interrelationships with
Western Society (1991). So I think these words fully support our opinion that modern technology can cause the destruction of civilization." - задает вопросы Ol. (Соответственно, также приводя аргументы отрицания, выступают второй и третий спикеры отрицающей команды). Решение о победе в дебатах какой-либо из сторон выносит третья, независимая, сторона - судьи. Приложение 1 Роль судьи в дебатах - одна из самых трудных, потому что судье во время игры необходимо: -
с предельным вниманием выслушивать речи спикеров, вести рабочие
записи, фиксируя ключевые моменты выступлений и раунд перекрестных
вопросов; - не забывать о стиле выступления спикера; - заполнять судейский протокол; - принимать решение о том, какой команде отдать предпочтение и почему; -
комментировать свое решение, помогая командам совершенствоваться в
навыках дебатов.Судейство осуществляется с помощью судейского
протокола. Существует два вида протоколов. Первый, «российский»,
разработан для этапа освоения игры «Дебаты» в формате Карла Поппера, с
целью обучения новых дебатеров и судей. Второй вид протокола - «международный», которым пользуются при судействе всех видов дебатов. Российский
протокол предусматривает оценивание речи спикера на основании трех
критериев (трех «С»): содержания, структуры и способа. По каждому из
этих критериев максимальное количество баллов - 10. Судья, оценивая речь спикера, снимает за каждую замеченную ошибку некоторое количество баллов. За какие ошибки могут сниматься баллы? Типичные ошибки по критерию « Содержание »: - Повторное утверждение предмета спора вместо его доказательства. -Утверждение мнения, а не фактических доказательств; -Неясное или неправильное определение понятий темы; - Отклонение от темы. - Несоответствие. - Мелочи - всегда не соответствуют делу и являются потерей времени. - Атака на личность, а не на аргументы. -
Излишнее цитирование - выступающие должны доказывать свою точку
зрения и пользоваться мыслями других лишь для поддержки своих мыслей. -
Неправильная интерпретация лингвистических единиц - в определении
темы должны быть даны дефиниции всех терминов с тем, чтобы избежать
путаницы в значениях многозначных слов. Типичные ошибки по критерию «Структура»: - Нелогичные предсказания. - Ложные заключения. - Неправильное распределение ролей т.е. выступление не соответствует роли спикера. - Неуместное или нелогичное развитие аргументации. - Хронологические ошибки - проведение частей дебатов вне логической последовательности. - Несоблюдение регламента (превышение или неиспользование времени выступления). Типичные ошибки по критерию «Способ»: - Небрежное поведение. - Несоответствующая мимика, жестикуляция. - Излишняя агрессивность. - Речевые ошибки. - Излишнее использование сленга. - Монотонная речь. - Плохая артикуляция. - Плохая дикци
|